В «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», разработанной по инициативе Шавката Миромоновича, в качестве особого приоритета определено развитие образования и науки. В этом документе вы встретите слово «образование» 138 раз. В частности, стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда. Он предусматривает кардинальное повышение качества общего среднего образования, углубленное изучение иностранных языков, информатики и других важных и востребованных предметов, таких как математика, физика, химия и биология. В ходе своих выступлений глава государства неоднократно отмечал, что сегодняшние учебные программы и методики устарели, а новое содержание образования скоро выведет Узбекистан в число развитых стран. В частности, в 2020 году Президент поставил перед Министерством народного образования задачу разработать национальную учебную программу на основе современных учебных программ в мире.
«Какого гражданина мы хотим?»
В 2020 году Министерство народного образования приступило к разработке Национальной учебной программы, которая включает в себя образовательные стандарты, учебные планы, методики обучения и систему оценивания. В этом процессе основным девизом был избран воспитать учащихся конкурентоспособными для общества, основанного на знаниях, подготовить их к жизни. В отличие от предыдущих реформ, на этот раз в качестве основных участников реформ были выбраны учителя. Действительно, когда речь идет о Третьем Возрождении, глава государства признал учителей одним из четырех столпов этой новой эпохи науки.
За прошедший год был подготовлен проект Национальной учебной программы с участием 246 национальных экспертов, в том числе 119 школьных учителей, 105 профессоров и преподавателей высших учебных заведений, 22 научных методистов, а также 16 международных экспертов, привлеченных через ЮНИСЕФ и USAID.
Первый вопрос: «Какого гражданина мы хотим?» было найти ответ на вопрос. Потому что если образование увязать с динамикой социально-экономического развития государства, школа будет производить рабочую силу, подходящую для рынка труда. Интеграция образования и реформы, связь образования с новыми технологиями, в свою очередь, является наиболее эффективной мерой борьбы с безработицей. С этой точки зрения портрет гражданина, который привержен реформам в Новом Узбекистане, принимает ситуацию в нужное время, принимает верные решения, развивает экономику с передовыми идеями, создает рабочие места, растет инициативным и целеустремленным. принадлежащие Родине.
Для проведения внешней проверки по каждому предмету были определены партнерские учреждения. Например, новая программа по математике была разработана при участии Института математики Академии наук и британских специалистов, специалистов Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы Филиппы Гардом Хальм, автора Oxford University Press, и Яри Лавонен, профессор Хельсинкского университета.
Национальная учебная программа охватывала базовые знания, которые учащиеся должны освоить по 22 дисциплинам. Предметы и темы, преподаваемые в школе, изучались критически и аналитически. Исходя из возраста учащегося, в Национальной учебной программе по международному опыту, психологическим и санитарным нормам сокращены недельные нормы по количеству занятий, определены меры по постепенному сокращению часов учебной нагрузки. В учебном плане недельная нагрузка по всем классам установлена в размере 314 часов (в 2019 году – 339). Учебная нагрузка на 11 лет была установлена в размере 10 655 часов (-849). Также были проанализированы темы по всем предметам и классам, и 849 тем, которые оказались повторяющимися, сложными и устаревшими, были переведены в дошкольное или высшее образование, исключены из программы.
Национальная учебная программа включает темы, актуальные для международных исследований в области оценки знаний и навыков учащихся, а также новые образовательные подходы. Практико-ориентированные темы были освоены на 50%.
Национальная учебная программа ставит четкую цель по каждому предмету
С динамической точки зрения о повышении уровня образования свидетельствует неравенство заработной платы в обществе, снижение безработицы в исследовании, проведенном Всемирным банком (Тилак, 1989). Существует связь между окончанием школы учащимися, обладающими навыками, характерными для рынка труда, и их будущей самозанятостью, созданием дополнительных рабочих мест. Отсюда можно увидеть аспекты увязки образования со временем в национальной учебной программе.
Исходя из умений, которые необходимо сформировать у школьника в соответствии с потребностями 21 века, по каждому предмету поставлена четкая цель. Например, учащийся сможет устно и письменно общаться посредством науки о родном языке, логического мышления и решения задач посредством математики, развития исследовательских навыков в области естественных наук, способности сравнивать периоды в истории, а также как причины и следствия исторических событий.Информатика, планируется подготовка «пользовательского цифрового контента». Методы обучения в национальной учебной программе основаны на развитии когнитивного, позитивного поведенческого и социально-эмоционального, критического и творческого мышления, полиграмотности (чтение, неграмотность, информационно-технологическая грамотность и медийная грамотность), работе в команде по каждой предметной области.
5 стратегических задач перед национальной учебной программой
В процессе создания национальной учебной программы Государственное образование определило следующие 5 важных стратегических задач.
Во-первых, актуализировать образовательные стандарты и учебные планы исходя из современных темпов развития нашей страны и тем самым подготовить рынок труда в соответствии с современными требованиями.
Во-вторых, обновить методы обучения, интегрировав школьную тематику в систему дошкольного и высшего образования. Например, «проектное обучение», «личностно-ориентированное обучение, основанное на индивидуальном интересе и способностях», «совместное обучение», «самостоятельное обучение», «игра», поддерживающие самостоятельную деятельность учащихся, отказ от «лекционного метода», который популярен сегодня в преподавании Внедрить в школьное образование такие подходы, как «обучение через». Это гарантирует, что студенты готовы к жизни.
В-третьих, обеспечить междисциплинарную интеграцию и межклассовую согласованность. Понятие «междисциплинарная интеграция» впервые появилось в 1997 г.
Изучение темы по нескольким дисциплинам делает учебный контент более интересным и полезным для учащихся. Например, в контексте воды можно одновременно укрепить знания школьника по биологии, географии и физике. Находясь в финских школах, я был свидетелем того, как ученики приобретали свои знания по математике, технологиям, искусству и биологии в процессе нарезки различных фруктов, принесенных в класс. Благодаря этому они представляют себе существование, процессы и знания в целом. Интегрированное обучение особенно полезно при проектном обучении. Кроме того, когда они переходят из класса в класс, связь в программе облегчает учащемуся связывание своих предыдущих знаний в классе с новыми знаниями.
В-четвертых, добиться академической независимости учителя. Учителя являются важными участниками в обеспечении независимого обучения. Для этого они сами должны быть академически независимыми. То есть учитель должен уметь организовать процесс обучения самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и учебного плана. Но анализ показывает, что учебники стали сегодня единственным шаблоном для большинства учителей, они ограничиваются знаниями, содержащимися в учебнике. Основной причиной этого является отсутствие современных ресурсов, необходимых для получения новых знаний.
Подготовка «Книги учителя» по каждому предмету на основе государственного учебного плана, разработка новых площадок повышения квалификации в системе народного образования – важное решение для оперативного ознакомления их с новым образовательным содержанием.
В-пятых, формирование «школы авторов» и создание учебников нового поколения.
Учебники нового поколения - связывайте науку и занятия, красочные и яркие
Анализы показывают, что большинство существующих учебников были частично изменены 17 лет назад. Они в основном основаны на фактических знаниях, охватывающих теоретические знания. В результате перехода учебников на «академический язык» читателю становится трудно понять содержание. Основная причина этого в том, что при ее создании не был эффективно использован потенциал педагогов. Также большие различия в темах учебников от класса к классу отрицательно сказывались на качестве обучения.
Изменения в методологии и содержании учебников способствовали обучению, ориентированному на запоминание, в результате чего важную роль в оценивании играли знания, а не жизненные навыки.
В целях реализации национальной учебной программы на 2021/2022 учебный год созданы современные учебники для 1 и 2 классов. Впервые были подготовлены учебник для каждого учебника и ученические рабочие тетради для учащихся начальных классов.
В 2021 году при участии 154 авторов, отобранных на конкурсной основе, создано 326 учебников. В эти процессы были вовлечены 46 профессоров, 101 преподаватель-практик и 7 методистов науки.
В процессе создания новых учебников в качестве одной из основных целей также обозначено формирование авторской школы, состоящей из молодых ученых, опытных преподавателей. Участие молодых специалистов, наряду с учеными, в создании учебников помогло отразить в учебниках цели, поставленные в Национальной учебной программе. Средний возраст авторов 40-45 лет. Разрабатываются мультимедийные приложения для обучения студентов с помощью игр и видео.
Созданные учебники нового поколения прошли апробацию в 14 отобранных базовых школах. В процессе приняли участие 40 преподавателей-экспериментаторов и 937 студентов.
Кроме того, по всей стране было подготовлено 100 тренеров для повышения квалификации учителей в регионах для преподавания на основе Национальной учебной программы и учебников. На созданных курсах повышения квалификации обучены новым методикам 49,1 тыс. учителей начальных классов.
Процесс создания новых учебников в ближайшие годы, их апробации и обучения учителей новым методикам продолжится.
К 2023/2024 учебному году будут подготовлены учебники нового поколения для всех классов, а к 2025 году Национальная учебная программа будет полностью внедрена в средних школах.
Образование, мир и развитие идут рука об руку с незапамятных времен, эти три движущие силы служат друг другу. Согласно исследованию ЮНЕСКО, сегодня 258 миллионов детей на планете лишены начального образования и не в полной мере овладели навыками письма и счета. Большинство из них живут в районах без военного образования, страдающих от военных конфликтов. В то время, когда планета переживает такой кризис студенческого образования, обнадеживают мирные достижения Узбекистана в сфере образования за последние четыре года. Не будет преувеличением сказать, что в новом Узбекистане соединились мир, образование и развитие. В основе этого лежат далеко идущие рациональные реформы человеческого достоинства.