МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКСПЕРТЫ: УЗБЕКИСТАН МОЖЕТ УСКОРИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ЗА СЧЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ

9 июнь 2021 год
image

Министерство народного образования Узбекистана и Всемирный банк организовали международный форум с участием десятков местных и международных экспертов в области образования. Участники рассмотрели опыт стран Европы и Азии по ускорению экономического роста за счет инвестиций в образование. Критически проанализированы также проводимые в стране реформы, направленные на развитие знаний и современных профессионально-технических навыков молодежи, способных повысить конкурентоспособность Узбекистана. Мероприятие было организовано в рамках аналитического исследования, проводимого Всемирным банком для оценки влияния образования на развитие человеческого капитала и экономический рост в Узбекистане, а также для оказания помощи правительству в разработке дальнейших мер в данной сфере.

В форуме приняли участие представители министерств и ведомств, отвечающих за образование и социально-экономическое развитие, ведущих вузов страны и международные эксперты в оффлайн и онлайн форматах. Они обсудили, как реформирование системы образования и приведение ее в соответствие с мировыми стандартами может повлиять на экономику страны, ее рост и будущее развитие.

Местные и международные эксперты рассказали о мировых тенденциях реформирования образования. В частности, переход от обучения, основанного на содержании знаний и учебных материалов, к развитию навыков и компетенций, необходимых для решения задач в мировой экономике. На мероприятии выступили бывшие министры образования из Южной Кореи, Польши и Нидерландов, сыгравшие важную роль в реализации образовательных реформ в своих странах.

Они рассказали об эволюции систем образования мирового класса, которые заложили основу для экономических изменений за счет развития человеческого капитала и повышения уровня знаний своего народа. «Международный опыт показывает, что страны, успешно превратившиеся из стран с низким уровнем дохода в страны с высоким уровнем дохода, вложили значительные средства в развитие своих систем образования. Таким образом, повышение успеваемости учащихся может привести к темпам экономического роста в 1-2%. Ускорение разработки и реализации правительством Узбекистана стратегических мер в области образования может проложить путь к тому, чтобы страна стала конкурентоспособной экономикой на мировой арене», - сказал Марко Мантованелли, Постоянный представитель Всемирного банка в Узбекистане.

По мнению участников форума, недостаточный уровень человеческого капитала ограничивает возможности Узбекистана по привлечению дополнительных иностранных инвестиций и экономическому росту. Например, фирмы на местном рынке не имеют возможности приобретать необходимые им профессиональные и технические навыки, а нехватка квалифицированной рабочей силы является одним из самых серьезных препятствий для их роста. Эта ситуация усугубляется несоответствием навыков и знаний, предоставляемых системой образования, которые имеют большое значение для новых предприятий в экономике, и требованиями, предъявляемыми к молодым работникам со стороны работодателей.

photo2021-06-0822-40-56.jpg

Участники форума также проанализировали влияние COVID-19, который привел к серьезным потерям в образовании школьников. В результате знания большинства школьников по всему миру не опускаются ниже минимального уровня знаний. Если правительства не примут срочных мер, чтобы компенсировать потерю образования среди пострадавших слоев населения, влияние пандемии на образование будет сказываться на экономике на десятилетия вперед. Если предположить, что школьное образование увеличивает уровень доходов в среднем на 8% каждый год, COVID-19 сократит образовательные потери учащихся и снизит посещаемость школы примерно на 3,5% от их ожидаемого дохода.

Что касается Узбекистана, то общие экономические потери в результате потери доходов отдельными учащимися из-за знаний, не полученных в результате пандемии COVID-19, могут составить до 425 млн долларов в год (по паритету покупательной способности в 2011 г.) . Как и многим странам, Узбекистану необходимо зарезервировать достаточные бюджетные средства на образование, восполнить утраченные знания, принять меры для предотвращения отсева учащихся из школы и инвестировать в систему образования, которая сможет работать в условиях других кризисов в будущем.

«Правительство Узбекистана понимает важность инвестирования в образование и развитие современных профессиональных навыков молодежи. С 2016 года усилия правительства были сосредоточены на модернизации сектора образования, предоставлении учащимся знаний и навыков, соответствующих требованиям рынка труда. Такой подход присущ инновационной и быстро развивающейся рыночной экономике. Узбекистан поставил перед собой амбициозные цели в сфере образования. В частности, концепция развития системы государственного образования предусматривает, что к 2030 году страна войдет в число 30 лучших стран мира в рейтинге PISA (The Program for International Student Assessment) — международной программы оценки успеваемости учащихся. Об этом сообщил министр народного образования Республики Узбекистан Шерзод Шерматов.

Местные и международные эксперты сошлись во мнении, что поспешное привлечение государственных средств к учебным программам, согласованным между различными уровнями образования и труда, может повысить уровень человеческого капитала и профессиональных навыков населения. Эти меры заложат основу для экономического роста, дальнейшей интеграции Узбекистана в мировую экономику, а также повышения уровня жизни граждан, хорошо подготовленных к требованиям рынка труда.

 

info@uzedu.uz
@uzedu
/uzedu.uz
@uzedu
/uzedu