Опубликованы результаты Узбекистана в исследованиях PISA 2022

5 декабрь 2023 год
image

Состоялась международная научно-практическая конференция, посвященная результатам PISA 2022 по Узбекистану, при содействии Министерства дошкольного и школьного образования, Национального исследовательского института им. А.Авлони, Всемирного банка и организации OECD.

С вступительной речью конференцию открыла министр Хилола Умарова:

Всем хорошо известно, что нашим президентом уделяется особое внимание вопросам международной интеграции в подготовке современных кадров с современными навыками и широким мировоззрением и в совершенствовании системы образования.   

Я уверена, что опубликованные сегодня первые результаты исследований системы образования Узбекистана в PISA послужат очень важным фактором для наших дальнейших шагов в достижении поставленных целей.

Конечно, среди наших достижений в этой области есть и некоторые проблемы, которые мы не скрываем. Но и наше намерение, и наша цель заключаются в том, что мы сделали все возможное, чтобы преодолеть эти недостатки. Для этого мы опираемся на знания и потенциал наших квалифицированных и трудолюбивых наставников.
В исследовании PISA 2022 15-летние ученики в Узбекистане набрали в общей сложности 364 балла по математике.

В этом направлении результаты мальчиков оказались выше результатов девочек, а по местоположению результаты городских школ оказались выше результатов сельских.

Для информации: согласно Указу Президента Республики Узбекистан №УП 5712  «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 29 апреля 2019 года, были поставлены цели постоянного участия в международных программах оценки и вхождения в число передовых стран мира до 2030 года.

В свою очередь, стартовало участие в PIRLS, международном TIMSS по математике и естественным наукам, PISA по оценке грамотности учащихся, а также в международном TALIS по преподаванию и обучению.

В ходе проведения исследования страна установила отношения сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений, Всемирным банком, Австралийским советом по исследованиям в области образования, Службой образовательного тестирования (США), Международным исследовательским центром TIMSS и PIRLS в Бостонском колледже (США), Вестат (США), RTI International, Канадским статистическим центром,

Международным центром обеспечения лингвистического качества KAPSTAN (Бельгия), Российским институтом стратегии развития образования и другими престижными организациями

Участие страны в этих исследованиях было финансово и технически поддержано проектом Всемирного банка «Улучшение развития детей раннего возраста».

11 декабря 2018 года от имени правительства было подписано соглашение с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о проведении исследования PISA 2022 в Узбекистане, и после почти 5 лет работы, мер и исследований,
5 декабря 2023 года результаты этого исследования будут объявлены по всему миру.

Здесь уместно процитировать слова Андреаса Шляхера, инициатора международного исследования PISA: «Поздравляю Узбекистан с успешным объявлением результатов первоначального участия в цикле 2022 года Международной программы оценки грамотности учащихся PIZA. Узбекистан впервые принял участие в международном исследовании PISA. PISA 2022 — восьмой раунд международных оценок с момента его запуска в 2000 году, в котором участвует 81 страна и экономика. Все эти участники, включая Узбекистан, столкнулись со многими проблемами в ходе проекта PISA 2022 из-за пандемии COVID-19. Несмотря на перерыв, Узбекистану удалось собрать данные, соответствующие техническим стандартам PISA, в 2022 году и провести анализ данных для настоящего национального отчета. Хотя это важный шаг в исследовании, следует признать, что выпуск отчета – это не конечная точка, а начало.

Международная программа оценки PISA занимает ведущие места в мире как средство измерения грамотности, творческого и логического мышления 15-летних подростков, направляющихся к самостоятельной жизни, умения применять полученные знания в школе в реальных жизненных ситуациях, одним словом, их готовность к самостоятельной жизни.

Страны всего мира эффективно используют результаты PISA и других международных исследований при определении своих образовательных стратегий. Результаты этого исследования дают возможность сравнить мировые системы образования, знания молодежи, методы обучения, содержание учебных программ и учебников, школьную среду обучения и управления, домашние условия, а также предоставляют достоверную информацию для принятия решений.

Учитывая, что данные исследования организуются в сотрудничестве с престижными международными организациями на основе профессиональных и научно обоснованных подходов, работу по обеспечению участия школ в исследованиях организовал Национальный центр внедрения международных исследований по оценке качества образования при Государственной инспекции контроля качества образования. В настоящее время его проводит Национальный исследовательский институт имени Абдуллы Авлони на основании приказа Министерства дошкольного и школьного образования № 278 от 28 августа 2023 года.  

За прошедший период в целях развития потенциала педагогов, развития у учащихся практических навыков, предметной грамотности, навыков логического и творческого мышления по международным исследовательским программам назначено 348 базовых школ и координаторов по 14 регионам. 260 национальных и 1750 региональных тренеров прошли обучение для методической поддержки учителей. Кроме того, разработано
35 учебно-методических и 250 видеоматериалов по направлениям чтения, математики, естественнонаучной грамотности и творческого мышления.

Говоря о процессе проведения исследований, следует отметить, что в исследовании PISA приняли участие 7363 15-летних учащихся, обучающихся в 202 образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных школах, академических лицеях, профессиональных школах, отобранных случайным образом из всех регионов страны на основе принципа репрезентативности. Респонденты, отобранные на основе этой методики, помогут прийти к научным выводам об участии почти 6 миллионов учащихся.

Следует отметить, что требования сохранения сопоставимых характеристик исследований со странами мира требуют введения специфических и строгих стандартов. Материалы исследования были переведены на узбекский, русский и каракалпакский языки командой, ответственной за PISA, назначенной Узбекистаном, и прошли международную верификацию крупным международным лингвистическим центром CAPSTAN в Бельгии.

В качестве ведущего консультанта была привлечена г-жа Урсула Швантнер из Австралийской организации исследований в области образования. на 27 международных семинарах и тренингах, организованных в США, Австрии, Германии, Италии, Греции, Сербии, Таиланде, а также в онлайн-формате, повышена квалификация 30 специалистов.

Подготовлены координаторы школ, 54 национальных инспектора качества, 60 администраторов тестирования и 60 оценщиков.

Вместе с тем, учитывая, что Узбекистан впервые принимает участие в исследовании PISA, его значимость была усилена организацией 11-12 апреля 2022 года международной конференции на тему «Роль международных исследований в образовании в развитии Нового Узбекистана», посвященной символическому открытию исследования.

Международные исследования проводятся одновременно в странах мира с периодичностью каждые 3-5 лет. В ноябре 2019 года было организовано исследование по определению Индекса человеческого капитала, в 2021 году - исследования REDS и PIRLS по оценке нарушений в образовании, в 2022 году - PISA, а в 2023 году - исследование TIMSS. В этих исследованиях были проведены тестовые испитания, направленные на оценку математической, естественно-научной и читательской грамотности, навыков творческого мышления учащихся, а также опросы, направленные на выявление факторов, влияющих на получение образования. Достоверность результатов исследований является одной из приоритетных целей. Исходя из этого, процессы наблюдали представители организаций Westat, Международной ассоциации оценки образовательных достижений.

В результате долгосрочных усилий результаты Узбекистана в области образования впервые в истории проявились в отчетах международных сравнительных исследований. В то время как исследования REDS и «Оценка потерь в образовании» позволили проанализировать влияние временных перерывов на образовательную систему, результаты международного исследования PIRLS вызвали призывы к особым аспектам начального образования.

Если посмотреть на результаты, Узбекистан в Индексе человеческого капитала Всемирного банка показал 0,62. Это позволит впоследствии периодически отслеживать изменения в развитии человеческого капитала, проводить международные сравнительные анализы. Эти мероприятия играют важную роль в повышении осведомленности международного сообщества о реформах в образовании в Узбекистане и повышении авторитета страны в мире.

«Всемирный банк рад поддержать реформы в сфере образования в Узбекистане. При поддержке Банка страна впервые за последние годы участвует в международных оценках (PIZA, PIRLS, TIMSS, TALIS)», - сказала г-жа Тазин Фасих, руководитель Программы развития человеческого потенциала Всемирного банка в Центральной Азии. «Банк настроен на постоянное сотрудничество с Министерством дошкольного и школьного образования. Мы готовы оказать помощь правительству в разработке планов действий на основе результатов PIRLS и PIZA и продолжить участие в следующем этапе этих международных оценок. Эти оценки позволяют нам оценивать эффективность образовательной политики и принимать обоснованные решения для улучшения процессов обучения и успеваемости учащихся».

Следует отметить, что целью участия в международных исследованиях является не достижение рейтингов среди государств или стремление занять высокие позиции, а определение текущего состояния системы образования страны, сравнение с другими странами мира, рассмотрение недостатков вместе с успехами, принятие стратегических решений, направленных на развитие на ближайшие годы.

Результаты участия Узбекистана в исследовании PISA 2022 будут объявлены на международном уровне 5 декабря 2023 года. Представитель Министерства дошкольного и школьного образования в течение 5 месяцев участвовал в тренинге в Организации экономического сотрудничества и развития и принимал участие в написании Национального доклада с целью более глубокого анализа информации об Узбекистане в данном исследовании.

Также соглашение между Министерством дошкольного и школьного образования и Организацией экономического сотрудничества и развития позволило принять участие в исследованиях этой престижной программы в 2025 году.

Это дает возможность наблюдать за результатами реформ, осуществленных в образовании Узбекистана в ближайшие 3 года, наблюдать за изменениями в анализе, оценивать их эффективность.

Это дает возможность наблюдать за результатами реформ, реализуемых в образовании Узбекистана в ближайшие 3 года, наблюдать за изменениями в исследованиях и оценивать их эффективность.

Результаты PISA 2022, впервые проведенные при участии Узбекистана, анонсируемые на данной конференции, имеют важное значение, поскольку предоставляют ценную информацию по образовательной политике.

Данные, предоставляемые этим международно признанным исследованием, включая результаты обучения учащихся по математике, чтению и естественным наукам, их удовлетворенность жизнью, надежды на будущее, гендерное равенство, школьная среда, обучение в период пандемии COVID-19, ресурсы, инвестированные в образование, и их влияние на достижения образовательных результатов, обеспечивают эффективность планов по реформированию системы.

PISA также позволяет каждой стране оценить свои сильные и слабые стороны в сравнении с мировым образованием. Эти исследования позволят получить научно обоснованную и достоверную информацию о системе образования в стране, образовательной среде, организации образования, способности учеников к критическому и творческому мышлению, применению полученных знаний в жизни, внимании родителей к обучению детей и условиям, созданным дома.

В конференции планируется участие работников соответствующих министерств и ведомств, зарубежных экспертов, ученых, специалистов сферы, педагогических и руководящих кадров высших образовательных, научно-исследовательских учреждений и педагогических центров.

info@uzedu.uz
@uzedu
/uzedu.uz
@uzedu
/uzedu